Радио «Шатал»

четверг, 17 ноября 2011 г.

Я играю на трубе двумя столовыми ложками

Я играю на трубе. Нет занятия лучше на свете!
Мама говорит, что я идиот, и папа, не отрываясь от газеты, тоже говорит, что я идиот...
...Только всё это меня не останавливает. Я играю на трубе двумя столовыми ложками.
Пусть каждый твердит, что я идиот, но какой отменный от удара металла о металл получается звук!
Ева Рапопорт, «Я играю на трубе»

Если ваш ребёнок с утра до ночи колотит ложками по кастрюлям, отбивает ритм ладонями и превращает это безобразие в маленький концерт — не спешите взывать к тишине. Возможно, повзрослев, он пополнит ряды одного из самых интересных ансамблей Белгорода — «Drumania», который вчера выступил в Большом концертном зале БГИКИ с, в прямом смысле, оглушительным успехом.

Хороша ложка к обеду, а кастрюля — к выступлению

Трудно представить современный музыкальный коллектив без партии ударных инструментов: и в рок-группах, и джаз-бэндах, и на фоне попсовых исполнителей обязательно есть человек, задающий ритм. «Drumania» пошла дальше: этот ансамбль целиком состоит из ударников. «Нам не нужна мелодия — у нас есть черенки. Нам не нужна гармония, потому что мы — «Drumania»!» — приговаривают парни в жёлтых футболках, маршируя по сцене с черенками от лопат и небольшими деревянными брусками. Извлекать стук, звон, треск, шелест и другие немелодичные звуки музыканты умудряются также из кастрюль и даже совершенно без инструментов — хлопками и потиранием ладоней друг о друга и колени.

Зулусские пляски с черенками от лопат

В сольной программе коллектива — не только подручные материалы, но и стандартные для ударных установок инструменты. Долго сравнивая фотографии концерта и иллюстрации в музыкальных энциклопедиях, я выяснила, что в арсенале «Drumania» имеет малые и бас-барабаны, том-томы, тарелки в разных конфигурациях — крэш, райд и хай-хэт, а в некоторых композициях — ксилофоны, колокольчики, бубен, бонги, гонг и целую россыпь этнических приспособлений для извлечения звуков неопределённой высоты. Дольше всего пришлось искать название железной призмы, которая цокает, например, в песне «1:0 в пользу осени» у «Animal Джаz». Оказалось, что это — «ковбелл» (он же в некоторых источниках — «ков белл» и даже «каубелл» — от английского «cow bell») — коровий колокольчик без язычка. С помощью всех этих штуковин парни творят прямо-таки неприличные вещи со слухом публики.

Удобно распределившись по сцене, парни, кажется, вызывают дождь

«Я не помню, что мне больше всего понравилось, потому что я каждый раз не знала, чего ожидать дальше», — поделилась со мной журналистка «Нашего Белгорода» Алина Борисенко после концерта. Она собиралась проникнуть за кулисы, чтобы пообщаться с руководителем ансамбля Олегом Ивановым. Харизма из него так и прёт, и сразу видно, что именно он в коллективе главный, даже если бы в номерах его не делали центральной фигурой. Олег и вприсядочку может пуститься, и всякие непонятные зулусские заклинания выкрикивать, и дополнить симфонию Мусоргского отличной партией на ударной установке.



Уж не знаю, Олега это заслуга или решение всего ансамбля, но обычным звукоизвлечением ребята не ограничиваются. Пока сцену готовят к номеру, тон задают видеоперебивочки с подборками соответствующих фотографий: Южная Африка и Египет, русская классика и снимки самого ансамбля... Во время номера нужные инструменты оперативно вносят, а те, которые не участвуют, быстро убирают. Постоянное движение на сцене, как ни странно, не отвлекает от основного действа — от ритмичных конструкций, выбиваемых из всего, что расставлено вокруг. Каждый новый выход коллектива на сцену обставлен по-новому: ребята, как минимум, переодеваются из белых футболок в жёлтые, из жёлтых — в чёрные... Вообще, «Dramania» умеет отлично театрализовать свои ударные партии: чего стоит только фишечка с занавесом в первом номере или целая сценка о вокзале, в которой не пострадала ни одна барабанная палочка.



В отдельных случаях перед публикой появляются не только барабанщики, но и флейтистки, певицы, восточная танцовщица и целый ирландский ансамбль. Эти «помощники» оттеняют важность ударной партии в разных направлениях музыки и даже в разных культурах. Во время «африканской» части кажется, что на улице из-за мистических ударов дерева пойдёт дождь. В «арабском номере» короткие и чёткие удары пальцев и ладоней о поверхность барабанов заставляют тело изящной девушки изгибаться в такт, ловко перебирать ногами и мелко трястись на особо быстрых ритмах. В компании со скрипкой, флейтой, гитарами и гобоем барабаны придают ирландским мотивам торжественность и патетичность. Сколько, оказывается, слов приходится вспомнить, чтобы описать всё то, что пробуждает в душе стук драманских барабанов!



Обычно ударные создают фон для мелодии. Отличным же фоном для барабанщиков стал чёрный задник сцены БКЗ. В лучах удачно выставленных софитов моему дальнозоркому глазу было хорошо видно, как во время особо напряжённых партий от палочек отлетают маленькие щепочки, а от смычка поднимается то ли столбик пыли, то ли струйка дыма. К сожалению, мощность моего фотоаппарата не позволила снять эти разлетающиеся детали :( Если бы я пошла брать интервью, то первым делом спросила бы, насколько легче становится палочка за время такого концерта.



Закончить этот пост хочется самым что ни на есть банальным «усталые, но довольные, мы возвращались домой»: после концерта я вышла на мороз, и всю дорогу до тёплого помещения стучала зубами — естественно, в заводном ритме чечётки :)

P.S. Номер «На вокзале» я полностью сняла на видео — но этот файл почему-то повредился. Поэтому прилагаю сюда небольшой фрагмент заключительного номера — кусочек отличной лезгинки на трёх ксилофонах.





Если у вас есть доступ к сети «ВКонтакте», а здесь запись не воспроизводится, то посмотреть её можно по этой ссылке: http://vkontakte.ru/video1696286_161274571

Приятных впечатлений!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели